Транспортная блокада через Лену продолжается

Нынешний год, вероятно, войдет в историю республики очередным рекордом. Правда, со знаком минус. На дворе февраль и впору уже готовиться к предстоящему весеннему паводку, а у нас по сей день не открыт автозимник Якутск – Нижний Бестях. «Официально» переправиться на тот берег можно пока лишь на участке Хатассы-Павловск, что вызывает массу неудобств, таких как потеря времени и расход ГСМ.
Марина Сантаева
«В настоящее время переправа Якутск-Нижний Бестях не работает, - подтвердил нам информацию министр транспорта республики Семен Винокуров. - Мы ожидаем, что она будет открыта на следующей неделе, с 5 января функционирует переправа Хатассы-Павловск».
С вопросом, когда ждать открытия ледовой переправы, мы обратились к заказчику – ФКУ управление дорог «Колыма».

«Мы планировали открыть переправу Якутск-Нижний Бестях 5 января, однако подрядчик — ООО «Туймаада-Агроснаб» отклонился от заданного направления и вышел на причалы, где подходят паромы, тогда как надо было выйти к месту, где причаливают лодки, на участок федеральной дороги километр 18+400 метров, - сообщил нам начальник Упрдор «Колыма» Виктор Игнатьев. - Поэтому, во избежание провалов, сейчас идут необходимые замеры толщины льда и глубины русла, после чего переправа с соответствующим комплектом документов будет представлена на освидетельствование на пригодность ее к эксплуатации в ГИМС МЧС».
По словам Игнатьева, сейчас идут замеры второй полосы осталось замерить 3600 метров. Ориентировочно открытие переправы планируется на начало следующей недели. В настоящее время, по данным замеров, минимальная толщина льда составляет 90 см, что является достаточным для прохождения автотранспорта грузоподъемностью до 30 тонн.
По нашей информации, контракт на строительство переправы с ООО «Туймаада-Агроснаб» был заключен в декабре 2012 года сроком на пять с половиной лет до 2018 года. Стоимость контракта составила 102 миллиона рублей, при этом устройство самой переправы обходится в сумму около 6,4 млн рублей ежегодно, все остальное — это расходы на содержание автозимника, в том числе в летний период.
В 2013 году был выполнен проект на строительство ледовой переправы, который был согласован всеми контролирующими органами. И примерно с этого же времени многие жители Заречья стали отмечать значительное ухудшение качества ледовой переправы. А нынешний год стал и вовсе рекордным по срокам ее введения. Такого, чтобы дороги между право- и левобережьем не было до февраля, не помнят даже старожилы.
Между тем ежегодно правительство Якутии своим распоряжением устанавливает сроки открытия ледовых переправ и автозимников на территории Якутии, среди которых есть дороги как республиканского значения, так и федерального. Переправа Даркылах-Нижний Бестях, которая является федеральной, по срокам, должна была открыться в этом году не позднее 5 января. Таким образом, ООО «Туймаада-Агроснаб» уже более чем на месяц нарушило срок ввода вверенного ему объекта. Нам известно, что распоряжением Федерального дорожного агентства ледовая переправа будет передана в ведение ФКУ Упрдор «Вилюй». Будем надеяться, что если не в этом, то хотя бы в следующем году заказчик найдет нового, более дееспособного подрядчика, который сможет ликвидировать транспортную блокаду между Нижним Бестяхом и Якутском.

Вопрос правительству республики
Сложившаяся ситуация с автозимником Якутск-Нижний Бестях, а также многочисленные обращения к нам жителей республик, в том числе заречных улусов, вынуждают нас обратиться к председателю правительства республики Галине Данчиковой с открытым письмом, в котором мы просим дать ответы на те вопросы, которые ставят перед нами наши читатели, в том числе – по публикациям мостостроителя Василия Мазура, в которых он предлагает решить проблему автозимников быстро и недорого.
Председателю правительства Республики Саха (Якутия)
Галине Иннокентьевне Данчиковой
Уважаемая Галина Иннокентьевна!
Всем хорошо известно о ситуации, сложившейся сегодня на ледовой переправе Даркылах- Нижний Бестях. В настоящее время, в нарушение установленных правительством республики сроков, автозимник до сих пор не открыт, и люди с риском для жизни ездят по несанкционированной переправе, за что подвергаются штрафам. При этом, по самым оптимистичным прогнозам, переправа будет открыта не ранее следующей недели, то есть в середине февраля.
К нам обращается большое количество людей, жителей Заречья и других районов республики с вопросом, почему не решается проблема автозимника Якутск-Нижний Бестях. Многочисленные обращения граждан свидетельствуют о том, что эта проблема является насущной, жизненно важной для большого количества людей, проживающих как на правом, так и на левом берегу реки Лены. Отсутствие своевременной ледовой переправы сопровождается существенным дискомфортом для жителей республики, в том числе огромными очередями, денежными расходами и, конечно, потраченными временем, силами и нервами людей, что ведет к недовольству и напряженности в обществе.
Начиная с 7 ноября наше издание с разной периодичностью публикует материалы мостостроителя и изобретателя, руководителя мостостроительной организации ЗАО «Транссахамост», почетного строителя России Василия Мазура. Из указанных публикаций, а также из многочисленных отзывов российских ученых на исследования Мазура в области мостостроительства очевидно следует, что его инновационные технологии позволяют возводить мосты и автозимники существенно быстрее, надежнее, дешевле и долговечнее, чем это практикуется в нашей республике, в частности на переправе Якутск-Нижний Бестях. Использование предлагаемых методов могло бы, по нашему мнению и мнению многих ученых этой области, существенно снизить огромные экономические потери, связанные с ежегодным обустройством ледовой переправы на реке Лене, а также полностью решить вопрос транспортной дискриминации жителей республики, которой они подвергаются в периоды отсутствия автозимника.
Так, по мнению заслуженного землеустроителя республики К.А. Худогизова, по данному вопросу Мазуром сделано все: разработан НИОКР, выбран оптимальный вариант места обустройства ледовой переправы, имеется огромный опыт. В то же время игнорирование властями способа Мазура по наращиванию толщины льда снизу и ускорения таким образом начала и продления срока эксплуатации ледовых мостов под Якутском является «продолжением транспортной блокады и дискриминации населения при переправе через реку Лену» -, считает Худогизов.

В.И. Степанов, народный депутат Верховного Совета ЯАССР-РС(Я) XII созыва, изобретатель, выражает мнение, что у якутского мостостроителя и изобретателя В.Н. Мазура имеется научно обоснованный и безупречный с инженерной точки зрения способ ускоренного обустройства большегрузных ледовых переправ наращиванием льда снизу, и напоминает, что данный способ Мазура был экспериментально успешно проверен по створам Табага-Хаптагай в зиму 1998-1999 гг. и Якутск-Нижний Бестях в зиму 2006-2007 гг.
После ряда публикаций в нашей газете, посвященных проблемам обустройства ледовых переправ, в нашу редакцию с открытым письмом на имя президента России В.В. Путина обратился президент Евроазиатского транспортного инновационного центра, к.э.н., профессор С.С. Гончаренко. В своем письме профессор Гончаренко просит главу государства обратить внимание на передовые методы решения насущной проблемы, предлагаемые мостостроителем Василием Мазуром. Письмо ученого, подкрепленное аргументами, уже направлено в Аппарат президента Путина.
Сам В.Н. Мазур не раз апробировал свои методы на практике. Так, 17 ноября 2006 года Мазуром, в качестве эксперимента, была открыта несанкционированная переправа в створе Зеленый Луг-Нижний Бестях, которая функционировала до 7 мая 2007 года. В этом створе ширина реки составляет всего 700 метров, и этот путь, по мнению мостостроителя, является самым коротким и безопасным.
Многочисленные публикации Василия Мазура на тему ледовых переправ вызвали резонанс не только в нашей республике. Так, федеральная «Строительная газета» в лице заместителя главного редактора В.Чередник, где в свое время публиковались статьи Василия Мазура, направила обращение генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой обратить внимание на проблему автозимников в Якутии.
Тем не менее все предложения Василия Мазура, все его публикации и обращения в разные инстанции остаются без внимания со стороны структур, которые ответственны за решение проблемы.
Так же, как В.И. Степанов, С.С. Гончаренко и многие наши читатели, мы уверены: пришло время безотлагательного решения многолетней проблемной ситуации с ленскими ледовыми переправами под Якутском с целью ускорения начала и продления срока эксплуатации данных ледовых переправ для прохождения по ним большегрузных автомашин.

Уважаемая Галина Иннокентьевна, направляем в ваш адрес статьи Василия Мазура, опубликованные в нашей газете, и просим вас ответить на вопросы наших читателей:
1. Почему в республике до сих пор ежегодно возникает одна и та же проблема строительства автозимника через реку Лену?
2. Какие технологии применяются в настоящее время для устройства переправы?
3. Как и кем выбирается створ для устройства ледовой переправы?
4. Какие организации участвуют в тендерах на устройство переправы?
5. Кто и как контролирует проведение таких тендеров и проверку профессиональной компетентности участников тендеров?
6. Почему не используются технические решения В.Н. Мазура, которые он предложил и защитил на научно-технических советах по результатам НИОКР?
Василий Мазур
Генеральный директор ЗАО «Транссахамост», кавалер ордена Дружбы народов, почетный транспортный строитель России, заслуженный строитель республики Саха (Якутия)

Made on
Tilda